Говард Филлипс Лавкрафт. Писатель-фантаст начала двадцатого века. Я познакомился с ним летом 2007 года. Я и раньше слышал это имя, но впервые прочел его произведение именно тогда, лунной летней ночью, отдыхая от Московской суеты на природе. Первым произведением, прочитанным мной у Лавкрафта был маленький рассказик - "Пёс". За последующие четыре года и изучил все его творчество, и стал, не больше не меньше, фанатом этого уникального и неподражаемого писателя.
Этот творец темной прозы, по моему мнению, несомненно стоит особняком по среди собственных коллег по жанру как того времени так и настоящего. Наверное причиной этому послужила уникальная манера написания Лавкрафта, которую в последствии пытались копировать очень многие его последователи. Достаточно большое количество известных на весь мир писателей начинали свою творческую карьеру именно благодаря Лавкрафту. Из таких можно отметить Роберта Блоха, написавшего достаточно известный в кругах любителей подобного жанра роман «Психоз». Да и сам современный гений мистической прозы — Стивен Кинг, уверял, что толчком к началу его творчества послужила книга Лавкрафта, найденная им на чердаке собственного дома еще в детстве. Сам же Лавкрафт был большим почитателем Эдгара Аллана По, что оставило заметный след на его творчестве. Мировое признание он получил только после своей смерти, а при жизни, как и великое множество гениев, не пользовался большой популярностью и оставался непризнанным. И несмотря на то, что писал он в начале двадцатого века, рассказы его до настоящего времени остаются актуальными захватывающими и находят с каждым годом новых фанатов. В чем же его секрет? Он не писал крупных романов, в своих рассказах он не касался волнующих население вопросов, не писал о разбитой, несчастной любви, которая часто волнует сердца читателей, да и персонажи его по большей части не выделяются ни чем особо примечательным. Так в чем же дело? По моему мнению, причиной его популярности являются затрагиваемые Лавкрафтом темы и то как он умел их преподнести публике.
Лавкрафт создал собственную мифологию, и при чтении его рассказов создается впечатление соприкосновения с чем то неведомым, темным, пугающим и под час непостижимым. Стоит отметить, что в подавляющем большинстве его произведений писатель встает на место рассказчика, благодаря чему у читателя создается впечатление, будто он видит перед собой не рассказ, являющейся плодом богатой фантазии автора, а письмо реально жившего человека. Это несомненно добавляет определенной доли реализма, которая играет немаловажную роль в восприятии произведений такого жанра. Лавкрафт медленно и последовательно описывает встречу того или иного персонажа, ничем не отличающегося от самого читателя, с чем то мистическим и темным, показывая как это повлияло на его психику и на восприятие окружающего мира. Порой он не дает читателю увидеть полной картины, а лишь показывает некие явления, причины которых так и остается нераскрытыми. Все эти факторы, на ряду со множеством других, перечислять которые сейчас просто не имеет смысла, стали визитной карточкой писателя и навсегда внесли его в список известных и, не побоюсь этого слова, лучших творцов двадцатого века.
Темы и идеи Лавкрафта мне очень близки. Я говорю не о кошмарных чудовищах или древних силах, который описывал автор. Я имею ввиду его попытки проникновение в эти загадочные тайны вселенной, заинтересованность не только красотами нашего мира, но и тем, что большинство считает ужасным и отвратительным. Наверное по этой причине, Лавкрафта приняли в обществе далеко не сразу. Он касается таких тем, таких вопросов, о которых многие предпочитают и вовсе не думать. Эта его позиция мне близка, мне интересны его сюжеты, хотя многие из них порой я могу просчитать наперед.
Чего не хватает Лавкрафту, так это жизненности, хотя возможно она ему и не требовалась. Его образы неведомых существ весьма реалистичны, а вот образы персонажей совершенно размыты, за редкими исключениями. Его персонажи часто похожи друг на друга, лишены чего-то очень важного, что не дает читателю полностью проникнутся ими. Возможно этим важным является некая бытовая психология, жизненные проблемы, не связанные со всемогущими силами зла. Но, Лавкрафт неплохо обходится и без этого. В его произведениях я ищу не жизненности, я ищу готическую красоту, атмосферу ужаса, и всего этого, как и многого другого, я нахожу там с лихвой.
Лавкрафт умер 15 марта 1937 года, в возрасте 46 лет. Но его творчество продолжает жить. Нашлось множество продолжателей "Мифов Ктулху". Так же по Лавкрафту сняли большое количество фильмов, хотя к моему глубочайшему сожалению ничего хорошего, не считая ужастика Джона Карпентера - "В пасти безумия", который по сути мало связан с рассказами Лавкрафта, но основан на его идеях. С музыкой все обстоит получше. Группа Draconian касалась в своих текстах мифологии Лавкрафта. Так же известная в России группа Король и Шут исполнила песню "Дагон"(один из богов Лавкратской мифологии).
Я считаю все творчество Лавкрафта заслуживающим интереса, но если говорить о лучших произведениях, то я бы назвал следующие:
"Хребты безумия"
"Шепчущий во тьме"
"Модель Пикмана"
"Тварь на пороге"
"Музыка Эриха Цанна"
"Цвет из иных миров"



Последние новости


Скифская баня – Фригидарий

Скифская (сарматская) баня. Один из наиболее древних видов бани у степных народов (около V в. до н. э.). Представляла собой шалаш, крытый шкурами, куда вносили раскаленные в костре камни и для образования пара поливали их водой с конопляным семенем. Суфа. В восточных банях – специальная большая мраморная скамья (часто в виде ...
Читать далее »

Банное приданое

В хорошо «раскрученных» коммерческих банях и саунах, как правило, есть все необходимое – простыни, шапочки, мыло, полотенца, коврики, мочалки, веники, массажеры и др. Но всегда лучше иметь свое собственное банное «приданое»: тогда вам не придется переплачивать за дополнительные услуги, да и с точки зрения гигиены...
Читать далее »

Банные притирания

Прогрев и усиление потоотделения при помощи различных притираний в сочетании с паровыми процедурами очень хороши как для улучшения общего самочувствия, так и для регулирования обмена веществ, в том числе похудения. Горчичные притирания способствуют резкому открытию пор, активизируют работу сосудов, усиливают кровообращение и возбуждают нервные ...
Читать далее »

Мыльный веничный массаж

Ряд авторов (Бирюков и др.) рекомендуют производить веничный массаж не менее чем дважды: первый раз в описанном выше режиме, непосредственно в парной, а второй раз – в виде мыльного веничного массажа в мыльном отделении на специальной скамье. Следует заметить, что собственно мыльный массаж может производиться как руками, так и специальным...
Читать далее »

Баня и медицинская реабилитация

Как известно, медицинская реабилитация ставит перед собой задачу добиться восстановления здоровья и работоспособности после различных заболеваний, в том числе хронических, а также в послеоперационных состояниях. При этом применяются физиотерапевтические, бальнеологические и собственно реабилитационные методы. Указанные методы должны взаимно доп...
Читать далее »

Репродуктивные функции, гинекология и акушерство

Как мы уже рассказывали выше, в жизни многих народов баня играла особую роль. В том числе была местом, где люди появлялись на свет и умирали. В старину в России было принято рожать в бане не только у простолюдинов, но и в дворянских и даже царских семьях. Подобные обычаи были у майя и ряда других народов мира. В современную эпоху старинный обыч...
Читать далее »

Московские бани

По утверждению известного русского журналиста XIX столетия Гиляровского: «Москва без бань – не Москва». Старейшие московские бани топились по черному из соображения экономии дров. Бани эти, как правило, располагались у реки, чтобы посетители могли, распарившись, кинуться в воду, а потом опять вернуться в парилку, для чего...
Читать далее »