• ПРОЕКТ “СТУДИЯ “ОБРАЗ”

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОФИЦЕРА






  • ДИССЕРТАЦИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 



    Педагогическое
    тестирование в высшей школе как феномен психолого-педагогических исследований



    Одним из перспективных направлений в
    области педагогического кон­троля на современном этапе развития российской системы
    образования при­знается тестирование. Многие отечественные ученые считают, что
    именно оно способно внести существенный вклад в процесс реформирования отече­ственной
    системы образования и ее интеграцию в мировую образовательную практику.



    В литературе встречаются различные
    точки зрения о времени появле­ния тестов, которые напрямую связаны с
    неоднозначностью толкования сущ­ности теста. Наиболее полно история создания
    тестов рассматривается в ра­ботах
    B.C. Аванесова,
    Г.М. Дюдиной, И.М. Кузьменко, Д.В. Фроликова [5, 55,149]. Анализ исследований
    вышеуказанных авторов позволяет утвер­ждать, что теория и методика современного
    педагогического тестирования имеет более чем тысячелетнюю историю.





    Если рассматривать слово «тест» в его
    наиболее широком значении, как средство проверки или испытания каких-либо
    качеств, свойств или спо­собностей людей, то можно совершенно справедливо
    полагать, что история тестов насчитывает около четырех тысяч лет [55]. Так,
    например, в Древнем Египте посвящению в жрецы предшествовал строгий отбор с
    проверкой уровня образованности и других качеств. В Древнем Китае за 2200 лет
    до нашей эры правительственные чиновники каждые три года экзаменовались у
    императора по шести «искусствам» — музыке, стрельбе из лука, верховой ез­де,
    умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Первые попытки
    ограничения
    времени на ответы, которое вводится в большинстве современ­ных тестов для
    оценки интеллектуальных способностей и знаний, предпри­нимались учителями
    религиозно-философского учения чань-буддизма
    (V-VI вв. н. э.)- Они проверяли знания своих учеников, используя загадки,
    вопросы, парадоксы и одновременно создавая ситуацию психологического стресса.
    Существуют и другие примеры проверки способностей людей в древнем ми­ре. Однако,
    по своей направленности, они больше напоминают тесты на про-фессиональную
    пригодность [55].









    Если же исходить из определения
    педагогического теста как совокуп­ности взаимосвязанных заданий возрастающей
    сложности, позволяющих на­дежно и валидно оценить знания и другие интересующие
    педагога характе­ристики личности, то вслед за
    B.C. Аванесовым следует признать, что «на­стоящая
    история тестов началась век назад, в канун периода революционного изменения
    общественного сознания, совпавшего по времени с научным кри­зисом, поразившим
    естествознание. Диалектика и материализм потрясли идеалистический фундамент
    психологии и педагогики. Они стали основой новой методологии этих наук» [1,
    с.42-43].



    Педагогическое направление в развитии
    тестологии определилось с на­чала
    XX века, когда американский ученый В.А. Маккол разделил тесты на
    педагогические
    (Educational Test) и
    психологические — по определению уров­ня умственного развития
    (Intelligence Test). Основной задачей педагогиче­ских тестов, по
    мнению автора, являлось измерение успешности учащихся по тем или иным школьным
    дисциплинам за определенный период обучения, а также успешность применения
    определенных методов преподавания и орга­низации [55, 158]. Следовательно,
    использование педагогических тестов обеспечивало возможность объединения
    обучающихся, усваивающих равный по объему материал и с одинаковой скоростью, в
    группы [149].



    Тем не менее, история педагогических
    тестов началась ранее, чем пси­хологических. Еще в 1864 голу в Англии Дж. Фишер
    создал
    «A scale book» — градуированную книгу, где были даны вопросы
    и варианты ответов для вы
    бора.
    Книга содержала вопросы по правописанию, арифметике, чтению, грамматике,
    навигации [1]. Шкалированные книги по школьной успеваемо­сти Дж. Фишера
    признаются отечественными
    (B.C. Аванесов,
    А.Н. Майоров, Д.В. Фроликов) и зарубежными исследователями (К. Ингенкамп и др.)
    про­тотипами тестов школьной успеваемости.









    Согласно результатам исследований
    А.Н. Майорова, И.Л. Цатуровой и др., начало систематических измерений в педагогике
    относится к 1891 году, когда появился первый педагогический тест доктора Раиса
    по проверке зна­ний, орфографии для изученья эффективности дидактических
    приемов. Райе считается одним из первых создателей тестов, при помощи которых
    опреде­лялся уровень усвоения отдельных учебных, дисциплин. В 1894-1895 гг. бы­ли
    разработаны два теста по орфографии, которые должны были измерить эффективность
    более длительного или менее длительного обучения навыку письма, а затем тест по
    арифметике [93].



    Первенство разработки педагогического
    теста принадлежит американ­скому психологу Э. Торндайку (1874-1949) — ученику
    известного американ­ского психолога Д. Кеттела. Он считается основоположником
    педагогиче­ских измерений [90].



    Первый стандартизированный
    педагогический тест, вышедший под ру­ководством Э. Торндайка был тест Стоуна на
    развитие арифметических за­дач, впервые снабженный «нормами» [90].





    Анализ научной литературы показал,
    что важный вклад в развитие тео­рии тестов
    принадлежит Ф. Гальтону (1822-1911) — английскому психологу и
    антропологу,
    который считается основателем тестологии. В конце
    XIX века он разработал и широко применил
    ряд заданий для оценки индивидуальных особенностей человека. Ф. Гальтон
    полагал, что, измеряя элементарные сен­сорные показатели, можно получить данные
    об интеллектуальном уровне че­ловека [1]. По мнению
    B.C. Аванесова, это был первый существенный отход
    от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции.
    Применительно к тестам значение деятельности Ф. Гальтона можно сравнить
    с
    тем, что сделал Г. Галилей для физической науки своими экспериментами.
    Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривался рядом ученых конца
    XIX века как вполне приемлемая
    альтернатива идеализму, а экспери­мент — как настоящий фундамент науки [1]. В
    трудах Ф. Гальтона озвучена мысль о необходимости внешнего критерия,
    независимого от эксперимента, что позволило бы «узнать, какой тест является
    наиболее информативным» [1, с. 44].









    Существенным вкладом Ф. Гальтона в
    развитие теории тестов является, согласно результатам исследований А.Н.
    Майорова, определение следующих трех основных принципов: 1) применение серии
    одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых; 2) статистическая
    обработка результатов; 3) выделение эталонов оценки [93].



    Эти принципы используются и сегодня —
    на основе проведения серий испытаний получаются различного рода нормы для
    оценки результатов тес­тирования, все современные тесты построены на основе
    статистической тео­рии измерений, а идея эталона оценки лежит в основе
    определения тестов как стандартизированного инструмента оценивания знаний
    обучающихся [93]. Теоретические воззрения Ф. Гальтона в значительной степени
    определили последующее развитие тестового контроля.

  • ПРОЕКТ “СТУДИЯ “ОБРАЗ”

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОФИЦЕРА



  • Последние новости


    Скифская баня – Фригидарий

    Скифская (сарматская) баня. Один из наиболее древних видов бани у степных народов (около V в. до н. э.). Представляла собой шалаш, крытый шкурами, куда вносили раскаленные в костре камни и для образования пара поливали их водой с конопляным семенем. Суфа. В восточных банях – специальная большая мраморная скамья (часто в виде ...
    Читать далее »

    Банное приданое

    В хорошо «раскрученных» коммерческих банях и саунах, как правило, есть все необходимое – простыни, шапочки, мыло, полотенца, коврики, мочалки, веники, массажеры и др. Но всегда лучше иметь свое собственное банное «приданое»: тогда вам не придется переплачивать за дополнительные услуги, да и с точки зрения гигиены...
    Читать далее »

    Банные притирания

    Прогрев и усиление потоотделения при помощи различных притираний в сочетании с паровыми процедурами очень хороши как для улучшения общего самочувствия, так и для регулирования обмена веществ, в том числе похудения. Горчичные притирания способствуют резкому открытию пор, активизируют работу сосудов, усиливают кровообращение и возбуждают нервные ...
    Читать далее »

    Мыльный веничный массаж

    Ряд авторов (Бирюков и др.) рекомендуют производить веничный массаж не менее чем дважды: первый раз в описанном выше режиме, непосредственно в парной, а второй раз – в виде мыльного веничного массажа в мыльном отделении на специальной скамье. Следует заметить, что собственно мыльный массаж может производиться как руками, так и специальным...
    Читать далее »

    Баня и медицинская реабилитация

    Как известно, медицинская реабилитация ставит перед собой задачу добиться восстановления здоровья и работоспособности после различных заболеваний, в том числе хронических, а также в послеоперационных состояниях. При этом применяются физиотерапевтические, бальнеологические и собственно реабилитационные методы. Указанные методы должны взаимно доп...
    Читать далее »

    Репродуктивные функции, гинекология и акушерство

    Как мы уже рассказывали выше, в жизни многих народов баня играла особую роль. В том числе была местом, где люди появлялись на свет и умирали. В старину в России было принято рожать в бане не только у простолюдинов, но и в дворянских и даже царских семьях. Подобные обычаи были у майя и ряда других народов мира. В современную эпоху старинный обыч...
    Читать далее »

    Московские бани

    По утверждению известного русского журналиста XIX столетия Гиляровского: «Москва без бань – не Москва». Старейшие московские бани топились по черному из соображения экономии дров. Бани эти, как правило, располагались у реки, чтобы посетители могли, распарившись, кинуться в воду, а потом опять вернуться в парилку, для чего...
    Читать далее »